Моё видение

Главное, во что я верю – это заложенный в ребенке потенциал. Я уверена, что невозможно научить творчеству. Я считаю, что не нужно специально стимулировать к рисованию. Эти моторы заложены в ребенке природой при рождении. Для меня самая интересная задача – то, как сохранить через взросление способность к творчеству, как не растерять свободу в рисовании. Я уверена, что изобразительное искусство не является привилегией только художников.
Я столкнулась на своем опыте с тем, что огромное количество взрослых людей, выросших в постсоветском пространстве говорят о том, что они не умеют рисовать. Это меня очень беспокоит. Что это значит? Что значит не уметь рисовать? А что значит уметь? Часто умение или не умение сводится к техническим навыкам и способности нарисовать предмет похоже. У меня есть сомнение в этой ценности. Особенно в современном мире, смотря на современное искусство, я не уверена, что нарисовать фотоподобно является истинной ценностью искусства.

Для меня большая ценность в творчестве, в потоке, в способности погрузиться в медитацию и достать какие-то глубинные чувства. Творчество всегда связано с неограниченным количеством решений. Это то, как я проверяю себя, когда придумываю занятия для детей. Я могу представлять себе, как будут выглядеть в результате детские проекты, но границы задания должны быть такими, чтобы в результате увидеть много очень разных решений. Если в результате все работы похожи друг на друга, то значит это было не детское творчество, а мое, сделанное детскими руками. Материалы, границы и личный опыт должны привести каждого ребенка к своему собственному решению. Тогда я считаю, это творчеством.

Основываясь на своих знаниях о художественном развитии ребенка, я предполагаю, что в дошкольный период очень важно исключить влияние взрослого фигуративного рисования. В этом возрасте ребенок экспериментирует с материалами, пробует провести первые линии, пробует смешивать краски и рисует абстрактное искусство. Если взрослый человек показывает как нарисовать “домик” и “солнышко”, то тем самым он задает искуственные рамки и стандарты, которые могут очень сильно отличаться от естественного развития. Ребенок быстро подстраивается под этот стандарт, начинает пробовать повторять эти простые фигуры, но и они оказываются для него сложными. Моторика взрослого сильно отличается, и часто дети сталкиваются с разочарованием, потому что им не удается добиться такого солнышка, как оно получается у мамы.

Если ребенку не показывать «правильные ответы» и дать ему возможность искать их самому, то, как я вижу сейчас, к младшешкольному возрасту ребенок начинает находить свои собственные ответы на художественные задачи. И тогда ему открывается все разнообразие домиков, потому что он рисует их, основываясь на собственном опыте. Удивительно, насколько собственный домик не похож на тот привычный «взрослый» домик, ведь никто почти в городе не живет в доме, напоминающем квадрат с треугольником сверху, но где-то в подсознании рисунок дома выглядит именно так. Почему?

В возрасте начальной школы дети начинают сравнивать свои работы с другими, у них появляется видение результата, который бы они хотели получить, но часто реальный результат сильно отличается от желаемого. Возникает разрыв, который способен привести к разочарованию, злости и нежеланию продолжать. Уверенность и комфорт, которые дает начальный этап, поддержка взрослого и способность сталкиваться с сильными чувствами помогают ребенку пройти это. И наоборот, опыт получения помощи в рисовании, готовых творческих решений и заготовленных ответов приводит ребенка к неспособности справиться с этим кризисом. Часто именно на этом этапе человек и решает, что он не умеет рисовать.

Я вижу задачу взрослого в поле детского творчества в помощи с созданием комфортного рабочего места, подготовке, систематизации и организации хранения материалов, в поддержке и обсуждении рисунков. Я верю, что когда ребенку потребуются специальные технические навыки и академические знания для художественного развития, то он будет способен сформулировать эту задачу. И тогда на его конкретный запрос имеет смысл искать ответ доступными способами.

Реклама