Живопись

Уже давно хочу написать про то, как у нас устроена работа с красками. И вот наконец собралась и осилила.

Это только не про то, как надо рисовать. Просто рассказываю, как мы делаем в этой конкретной школе. У меня не много опыта разного. Советский опыт «развития творчества» мне хочется замазать белилами, а то, что я вижу в этой школе мне дико нравится, и я в это верю.

У детей день состоит из разных блоков. Часть из них похожи на уроки — все делают что-то одно, и там все более структурированно. А есть блоки с возможностью выбора. Это называется «рабочее время». В рабочее время одна из многих опций — живопись. Дети сами решают, когда  они хотят подойти к мольберту, когда им закончить. Могут сделать одну работу, могут много. Им не надо никого из взрослых просить о чем-то, там все подготовленно.

Дети рисуют, экспериментируют и не в теории, а через свой собственный опыт учатся смешивать цвета.

На подставке для красок, которая находится на уровне пояса, стоят три банки от детского питания с краской. В каждую банку вставлена кисточка. Воды нет. Краски только основных цветов, то есть желтая, красная, синяя. Только эти три краски в течение трех лет от 2 до 5. Специально как особый случай с 3 лет могут иногда выдавать черную или белую, но постоянно находятся только эти цвета. Никогда не даются даже 10-летним детям огромные количества замешанных цветов. Все мешают сами.
Дети рисуют, экспериментируют и не в теории, а через свой собственный опыт учатся смешивать цвета. Они с 3х лет уже понимают базовые сочетания. В четырехлетней группе они уже эксперты. Иногда они обсуждают друг с другом как получился тот или другой цвет, советуют друг другу какую краску добавить, чтобы получить необходимый оттенок. Потом в 5 лет они знакомятся с цветовым кругом. Это для них наглядная и удобная схема, но все это уже хорошо известно и испробовано на практике.
Воду дети не используют. Это сложно. Это целое отдельное искусство. Много воды — все потекло. Мало воды — краска не набирается или не ложится. Малышам надо проще. Меньше. И фокус на другом.
Вода, чтобы мыть кисти? Если три краски, то можно иметь три кисти, тогда их не надо мыть. И можно еще весело рисовать обеими руками. 2-3-леток это страшно веселит. Особенно мальчиков.
Очень удобные банки из под детского питания, потому что они маленькие, крышки плотно закрываются и краску из них можно не выливать, они так хорошо хранятся прямо с налитой внутри краской.
Лист на мольберте весит, а не лежит как на столе. Это очень удобно для малышей, потому что это другой совсем угол зрения, чем на столе. И малыши на столе могут работать только с маленьким форматом. Иначе они не достают рукой и не видят. А в маленький лист кисточкой сложно еще влезать. На мольберте можно удобно работать по всему формату сразу. И видно хорошо.

Воду дети не используют. Это сложно.

Ну и да, про каля-маля. Дети пробоют материалы, учатся всему этому сложному искусству и делают каля-маля. Столько, сколько им необходимо времени, до того момента пока они не будут готовы сами перейти к следующему этапу. Их обучение в этом возрасте происходит в основном от собственного опыта и друг от друга. Они любят смотреть как рисуют одногруппники, потом идут к своему листу, часто повторяют, перерабатывают и так учатся новому. Иногда можно видеть, как кто-то один придумал что-то новое, потом весь класс стал это делать, они делают, делают все одно и тоже, а потом вдруг накапливается на какой-то скачок. У учителя роль исключительно разговорная. Комментарии, которые называют то, что нарисовано «ты нарисовал синюю прямую линию и красный круг» и открытые вопросы, иногда может прозвучать в легкой форме, какой-то вызов, если есть задача простимулировать «мне не терпится увидеть, что следующее ты нарисуешь».

Screen Shot 2016-01-17 at 12.15.09 PM
Рабочее место для живописи и работы 3-4-летних детей

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s