Скульптуры

Вчера в ДК Гарлем я проводила занятие для детей 6-10 лет. Они делали скульптуры из пенопласта.

Я подготовила очень много кусочков разного размера. Для нарезания пенопласта я купила специальный нож, который нагревается и плавит его. Медленно провожу горячим ножом по пенопласту, он в этом месте плавится и таким образом разрезается. Никакого жуткого звука, только немного дыма и вони))).

Processed with VSCOcam with hb1 preset

Сначала мы обсудили с детьми, что такое скульптура, чем она отличается от других видов искусства и какие скульптуры нам приходилось встречать. Никакого конкретного задания я не давала. Сказала, что каждый художник может сам выбрать, какую скульптуру будет делать:  абстрактную или фигуративную, большую или маленькую, высокую, широкую или низкую, узкую, состоящей из множества деталей или всего из нескольких кусочков. Еще мы обсудили, что иногда у художника может быть сразу идея и видение, что он будет делать. При этом в процессе он может уйти в какую-то другую сторону – так как это творческий процесс, нет необходимости действовать по изначальному плану. А бывает и так, что автор просто начинает соединять формы, вдохновляться материалом, а потом из этого что-то неожиданно рождается.

Сначала дети взяли себе те кусочки пенопласта, которые им подходят или нравятся. Я сразу не давала клеевые пистолеты, дала им время покрутить в руках пенопласт, почувствовать материал, форму, поймать поток. Некоторые принесли и положили на стол два-три блока, а другие сразу стали нести много больших кусков. Интересно было наблюдать за их динамикой.

Потом я раздала клеевые пистолеты, рассказала технику безопасности, и строительство началось.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В середине мы прервались на перекус. У нас как раз закипел самовар. Мы попили чай с сушками, пряниками, вареньем и хлебцами с сыро и поболтали про скульптуры больших именитых художников. Я нашла очень интересную книжку про скульптуры в современном искусстве. Там было несколько скульптур из пенопласта, кстати. И вообще много всего вдохновляющего. Это нас привело к разговору о том, из чего можно сделать вообще скульптуры. А вы как думаете? Какой самый безумный материал для скульптур приходит вам в голову? В этой книжке была скульптура из трусов, например, это былая «самая смешная скульптура». А «самая сложная скульптура» — из риса.

IMG_9121

В процессе я доставала неожиданно новые материалы. И это давало новый виток вдохновения и новую энергию. Так у нас появились деревянные палочки, пенопласт в форме шариков, краски. Как всегда я дала только базовые цвета: желтый, красный и синий. Один из участников очень удивился и попросил зеленый цвет. Другие сразу подсказали, как сделать зеленый самому. И потом уже у нас были банки с фиолетовым, оранжевым, зеленым и коричневым. А еще мы посмотрели книжку Мондриана, у которого живопись похожа на пенопластовые блоки с цветными линиями между ними))).

Скульптуры получились очень разные и очень интересные. За каждой работой история, личные переживания и свой процесс.

Кто-то из родителей уже в коридоре на выходе меня спросил: «А как они пришли к такому результату?». Я что-то ответила невнятное, а потом долго думала над ответом на этот вопрос. И наверное, если бы я смогла сформулировать ответ, то это было бы моим определением искусства. Я не могу ответить точно, но попыталась собрать фотографии, которые отражают путь одной из работ. Это мальчик, с которым я была незнакома. Он оказался в новом месте в незнакомой атмосфере. Более того он когда пришел, не знал, что останется без мамы. А я всех родителей прогоняю))). И он начал немного стесняясь, робко. Он склеил пять пенопластовых блоков и сказал, что он закончил.

IMG_9010

Я предложила ему еще немного пофантазировать, посмотреть на пенопластовые блоки и подумать, может ему захочется добавить что-то еще. И он продолжил работу:

Это слайд-шоу требует JavaScript.

У него не было плана. Он не знал, что получится. Он не делал что-то конкретное и даже не делал что-то «красивое». Он просто был внутри процесса и какое-то чувство подсказывало ему, что делать. Все родилось само изнутри.

IMG_9188

 

Реклама

Скульптуры: 6 комментариев

  1. Какая классная работа у мальчика, которой был в первый раз!
    И вообще отличный класс получился. С удовольствием погрузилась.
    Аня, а как ты их поддерживала эмоционально? У них была потребность в твоей оценке, и давала ли ты ее?

    Нравится 1 человек

    1. Я вообще собираюсь написать про свой взгляд на оценку и отклик. Это очень важная тема мне кажется. Но в данном случае было такое глубокое погружение, что детям абсолютно было не до моего мнения, и даже поддержка была не нужна. Иногда возникали технические вопросы, иногда я сама спрашивала «как дела?», но это совсем не про оценку. И это для меня один из показателей успеха этого проекта. Когда художник глубоко внутри процесса, то я верю, что внешняя оценка ему там совершенна не нужна.

      Нравится

  2. Какая красотища! И интересно как дети выходят из предлагаемого обычно шаблона (типа «нарисуй дом») в совершенно космические формы. И мне ещё очень понравилось про «делать без цели и не для красоты» — очень ценная штука.

    Нравится 1 человек

  3. Здравствуйте, Аня! Очень рада что вы создали этот блог. Подписалась на вас в Инстаграм ещё год назад, случайно заметив один ваш комментарий у кого-то. А всё потому что меня удивили и очаровали именно скульптуры из пенопласта, которые я увидела среди ваших фото. Ну и просто интересно вас читать. Особенно мне понравилось что вы очень спортивная и участвуете в марафонах и описываете подготовку к ним.
    Меня интересует не опасен ли дым, появляющийся при резке термоножом? А то, не дай Бог, ещё появятся проблемы со здоровьем как у Ники де Сен-Фалль… Пыталась найти такой нож у нас во Франции, но не смогла. Хотелось бы с сыном тоже создавать целые города из пенопласта.
    Желаю узнать также какое у вас образование и как вы стали работать в Америке и что это за школа. Я, когда моему сыну было больше года, накупила книг, в которых малышей учат рисовать разных животных, предметы и тд. Но… вовремя попалась в библиотеке на глаза книга Арно Стерна (знакомы ли вы с его методикой?) о том, что не нужно учить рисовать маленьких детей и что они сами естественным путём проходят одинаковые для всех стадии совершенствования рисунка. У него была даже студия в Париже, в которую приходили дети просто рисовать. Их никто не направлял, не оценивал и даже работы свои они не имели права уносить с собой домой. То есть они приходили туда именно самовыражаться . И тогда я так обрадовалась своевременности появления этой книги в моей жизни, что дала сыну полную свободу. И раздражалась когда посторонние люди, увидев «кпляки-маляки » моего чудного малыша, спрашивали его что он изобразил и ещё добавляли что в рисунке что-то странно или чего-то не хватает.
    А сейчас моему ребёнку 9 лет и мы постоянно с ним занимаемся разной артистической деятельностью. Я рассказываю об этом в моём блоге в рубрике Activités artistiques на французском, правда, языке. Если будет время, заходите и смотрите. Мне интересно ваше профессиональное мнение касательно занятий с детьми и приобщением из к миру прекрасного.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s