Скотч

На этот раз в ДК Гарлем приходили взрослые. У меня была задача сделать так, чтобы все участники окунулись в мир бессознательного и отдались всецело творчеству.

Так получилось, что в самый последний момент сразу несколько человек, кто зарегистрировался, не смогли прийти. Пришли двое человек. Это мало для групповой динамики, но это очень лично и интимно, так что были свои преимущества.

Я заготовила очень простые материалы. Был только черный пенокартон и белый тонкий скотч (как малярный). Под конец я предложила белую тонкую упаковочную бумагу и желтый скотч. Ножницы не давала, хотя в процессе все-таки дала, потому что они понадобились одной из участниц. Я хотела, чтобы материалы не отвлекали, чтобы не надо было думать, как ими управлять, чтобы в процессе не включалось желание контроля, чтобы материалы освобождали и вдохновляли на эксперимент. Я верю в то, что творчеству помогает механический труд. Отматывание скотча, отрывание, приклеивание, отматывание, отрывание, приклеивание… Если в это погрузится, то наступает медитативное состояние, реальность и барьеры уходят на второй план и появляется возможность открыть войти в новый для себя мир.

Я плохо думаю про демонстрацию правильного способа рисования ведущим, но очень много возможностей вижу в обучение друг от друга в группе.

Что еще может помочь погрузиться? Звуки помогают, а скотч издает огромное количество специфических звуков. Тактильные ощущения могут помочь сконцентрировать внимание — в нашем случае это был тонкий гладкий скотч и шероховатая поверхность пенокартона. Фоновая легкая музыка, которая не заставляет внимательно вслушиваться, но увлекает в свою мелодию — по моему опыту легкая классическая музыка или джазовая хорошо работают. В нашем случае я забыла, когда пришли участницы, выключить посудомоечную машину. В какой-то момент она домыла, и я поняла, как сильно она создавала тот правильный монотонный шум и помогала нам.
Если погрузиться получается, то потом уже поток сам несет. Могут проскальзывать какие-то мысли, воспоминания, фантазии, а может быть абсолютная тишина и вовлеченность. Важно, мне кажется, не пытаться это контролировать и просто быть там внутри.
Работа обеих участниц происходила одновременно на одном листе. Можно было переходить с места на место, разделить лист на зоны, подключаться к работе другого. Участники сами решали, как они хотят организовать свой работу. Мне важно было организовать работу на одном листе, чтобы была возможность видеть процесс друг к друга. Я хотела, чтобы участники могли вдохновляться друг другом, смотреть, повторять и переосмысливать чужой опыт. Я плохо думаю про демонстрацию правильного способа рисования ведущим, но очень много возможностей вижу в обучение друг от друга в группе.
Никто не может сделать точно так же, и обычно люди и не ставят себе таких целей. Чаще всего повторяя, человек начинает с той точки, которую он увидел, подсмотрел, а потом, присваивая это себе, идея начинает видоизменяться и приводит к какому-то неожиданному совсем другому результату. Так происходит «обучение». Бывает и так, что увиденное повторяют очень много раз, а потом благодаря накопленному опыту происходит прорыв на какой-то новый уровень. Эти повторения могут быть необходимыми для развития.


Реклама

Скотч: Один комментарий

  1. Ань, про повторение я тоже это очень часто замечала. У сына так происзходит обучение. Оно у него не линейно вверх идет, а скачками, и именно после множества повторений, я сейчас в целом, а не об искусстве. Так важно чувствовать эти моменты. Восхищаюсь твоей наблюдетльностью!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s