Живопись

Продолжаю рассказывать про базовые материалы для творчества. Сегодня расскажу про краски.

o-finger-painting-facebook

Я буду использовать слово «рисовать», хотя работа с красками называется живописью, и если говорить профессионально, то живопись, конечно, пишут, а не рисуют.

Для детей, которые рисуют руками, берут краску в рот и только начинают пробовать рисовать лучше покупать пальчиковые органические краски или делать самим (2 стакана муки, 1,5 стакана воды, 7 столовых ложек соли, 1,5 столовых ложки растительного масла, пищевой краситель). Для детей постарше в России обычно используют гуашь. В Америке считается, что гуашь токсична, и дети работают с темперой. По консистенции они практически идентичны.
В магазине, конечно, сейчас можно купить наборы, где есть большой выбор цветов, но на самом деле все цвета можно намешать самостоятельно, используя три основных цвета: красный, желтый и синий. Я рекомендую ограничиться основными цветами и дать возможность ребенку экспериментировать, смешивая их самому. Можно рассказать ребенку, что если смешать желтую и синюю, то получится зеленый. Ребенок может запомнит, может нет. Не знаю много ли взрослых людей, которым про это рассказали, помнят, что получится. Но вот я видела лица детей, которые сделали это открытие сами, они точно не забудут. Это огромное счастье, горящие глаза и абсолютное волшебство. Ребенок возил кисточкой по листу, желтая краска налезла случайно на синюю и вдруг откуда-то появился зеленый цвет, которого не было. Что это? Волшебство? Как это получилось? Он пробует еще и видит, что это повторяется снова и снова. Это чудо из чудес и хочется сохранить его для малышей, не испортив сюрприз. Позже когда дети уже станут экспертами в смешивание трех основных цветов, можно добавлять белую и черную краски.

Я советую не использовать воду с малышами. Маленькому ребенку лучше выполнять только одно действие, дополнительные задачи его отвлекают. Можно часто увидеть, как опустив кисточку в воду, ребенок переключается полностью, забывает, зачем он вообще кисточку туда засунул и начинает играть с кисточкой и водой. При использовании воды есть много технических хитростей — нужно помыть кисть, а потом стряхнуть с неё лишнюю воду, иначе краска станет слишком жидкой. Это много сложных задач для маленького ребенка.

Я предлагаю взять три маленькие банки от детского питания. В каждую банку налить небольшое количество краски основных цветов. У ребенка в доступе поставить три банки и к ним три кисти. Можно пометить кисти цветом или купить кисти с цветными ручками, чтобы ребенок сопоставлял какая кисточка идет в какую банку. Гуашь и темпера достаточно жидкие краски для того, чтобы их можно было использовать без воды. Часто в процессе творчества, ребенок может засунуть кисточку в банку с краской другого цвета. Тогда краска испачкается. Так как в банке налито немного краски, то не жалко вылить её, помыть банку и налить новую краску. Если краска не испачкалась, то в конце работы нужно будет только закрутить крышку. Банки от детского питания достаточно герметичны, краска там долго не высыхает.

Ребенок возил кисточкой по листу, желтая краска налезла случайно на синюю и вдруг откуда-то появился зеленый цвет, которого не было. Что это? Волшебство? Как это получилось?

Если ребенок только начинает работать с краской, можно давать ему сначала по одной, а потом по две банки за раз. Детям 2-3 лет будет интересно работать с таким маленьким количеством цветов.
У детей есть такой этап, когда им важно взять все три кисти в одну руку и работать ими одновременно или взять по одной кисти в обе руки и рисовать сразу двумя руками. Все это помогает им получить опыт и самостоятельно учиться.
Для работы с краской лучше вешать лист на вертикальную плоскость, используя мольберт. Так у ребенка будет больше возможностей использовать его большие движения руки, отходить от листа, доставать рукой всюду и хорошо видеть большой лист (А2). С краской можно работать за столом, но тогда ребенку нужен маленький лист (А4), чтобы он мог достать до дальних углов и видеть изображение, которое получается. В этом случае, работая кистью, ему может быть немного сложно умещаться в листе.

Ребенок 2-3 лет не может контролировать свою руку так хорошо, чтобы не залезать за границы листа. Научиться видеть границы — это отдельное умение, которое приходит с опытом. Дети проходят через этап, когда им важно закрасить весь лист, это как раз помогает им ощутить границы. Поэтому организовывая место для работы лучше иметь ввиду, что линии будут заходить за лист, и лучше делать мольберт размером немного больше листа, который вы будете использовать.
Хорошо, чтобы у мольберта снизу был контейнер, где будут всегда стоять банки с краской и лежать три кисти. Также наготове может постоянно висеть чистый лист бумаги, тогда если ребенок решит, что хочет порисовать, ему только нужно будет крышки у банок открутить.

Screenshot 2016-09-06 23.31.17.png

Мольберт можно легко сделать самим — повесить на стене доску, прикрепить снизу контейнер, а сверху две прищепки для листа. Лучше, чтобы висел не один лист, а сразу пачка листов или рулон. Тогда можно легко снять верхний лист или оторвать, повесить его сушиться, а ребенок может сразу продолжать рисовать на следующем листе, не ожидая, пока взрослый достанет новый и повесит его.

Мне кажется, что интересно подписывать работы, записывая дату и комментарии. Иногда дети много очень говорят про рисунок в процессе. Это можно записать, чтобы сохранить на память. Писать что-то на лицевой стороне листа мне кажется недопустимым, потому что это становится сразу же частью детской работы. Зато пока ребенок рисует, можно аккуратно подогнуть один из верних углов и подписать на обратной стороне карандашом. Чтобы не искать карандаш каждый раз, потому что он, конечно, будет всегда теряться, его можно обмотать липучкой и приклеить вторую сторону липучки сверху мольберта, где ребенок не достает. Тогда это будет карандаш только для взрослых, чтобы подписывать работы, и он не будет теряться.

Что делать с работами, которых скапливается очень много, они все почти одинаковые, но выкинуть рука не поднимается? Я не знаю ответ, но я поделюсь идеями, которые мне встречались и понравились. Можно отфотографировать, а потом напечатать фотокнигу — альбом художника. Можно просто хранить файлы в компьютере. Можно использовать рисунки для подарков. Мне нравится заворачивать подарок вместо покупной упаковочной бумаги в детский рисунок. Можно разрезать рисунок на небольшие куски, сложить пополам — и получится открытка, внутри которой можно написать поздравление.
Занятие живописью помогает познанию себя и мира, развивает мелкую моторику, пространственное мышление, воображение, ассоциативное мышление, но самое главное — оно может приносить огромное удовольствие. Для меня ценно организовать все удобно и легкодоступно для ребенка, тогда потом можно просто оставить его, дать свободу и пространство для творчества.

Желаю всем детям много творчества!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s